Модуль 1
Тема 1.1. Пожары. Виды, классификация пожаров.

Тема 1.1. Пожары. Виды, классификация пожаров.


Общие сведения о горении. Возникновение и развитие пожара. Классификация пожаров.


АбзПожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
АбзВместе с тем, пожар представляет собой сложный физико-химический процесс, включающий помимо горения явления массо- и теплообмена, развивающиеся во времени и пространстве.
АбзПожар может возникнуть в любом месте и в любое время, и чтобы его предотвратить вовремя, следует помнить основные признаки начинающего пожара:
  • запах гари;
  • появление дыма;
  • отблески пламени;
  • потрескивание горящих предметов;
  • запах горящей резины;
  • электрические лампочки горят в пол накала или гаснут совсем.
АбзВ жилых домах пожар чаще всего начинается с появления незначительного пламени, которому предшествует более или менее продолжительный период нагревания или тления твердых горючих предметов. В газифицированных домах это может произойти при взрывообразной вспышке газа.
АбзНаличие запаха перегревшегося вещества и появление легкого, сначала едва заметного, а затем все более сгущающегося и действующего на глаза дыма – это первые верные признаки пожара.
АбзЭлектрические провода, постепенно нагреваясь при перегрузке, сначала «сигнализируют» об этом характерным запахом резины, а затем изоляция воспламеняется и горит или тлеет, поджигая расположенные рядом предметы.
АбзОдновременно с запахом резины может погаснуть свет, или электрические лампы начнут гореть вполнакала, что иногда также является признаком назревающей опасности загорания изоляции электропроводов.
Когда в помещении, где начался пожар, имеется усиленная вентиляция (открыто окно, дверь на балкон), находящиеся в соседних комнатах люди иногда узнают о начавшемся пожаре не по дыму или запаху гари, а по потрескиванию горящего дерева, похожему на потрескивание горящих в печке сухих дров. Иногда слышен свистящий звук, могут быть видны отблески пламени.
АбзО горении сажи в трубе иногда узнают по гудящему звуку, похожему на завывание ветра, и по смолистому запаху горящей сажи.
АбзПоведение при возникновении возгорания или обнаружении пожара зависит от конкретной обстановки и условий распространения огня. Однако, в любом случае нельзя впадать в панику и терять самообладание. Следует как можно быстрее вызвать пожарную охрану, а самому постараться быстро оценить ситуацию и действовать, не подвергая свою жизнь опасности.

АбзСтадии пожара
  • Начальная стадия. Время возникновения горения до полного охвата пламенем (горением) поверхности горючей нагрузки.
  • Время свободного развития. Временной промежуток от момента возникновения горения до начала подачи первых приборов тушения на его ликвидацию.
  • Развивающаяся стадия. Период от полного охвата пламенем поверхности пожарной нагрузки до достижения постоянной скорости выгорания материалов пожарной нагрузки.
  • Развитая стадия. Пожар достигает наибольшей возможной интенсивности, все параметры, характеризующие развитие пожара имеют максимальные и практически постоянные значения.
  • Затухающая стадия. Начинается с момента уменьшения скорости выгорания пожарной нагрузки и заканчивается моментом достижения исходного значения среднеобъемной температуры.

АбзПожары характеризуется:
  • вероятностью возникновения;
  • продолжительностью;
  • площадью;
  • среднеобъемной температурой;
  • пожарной нагрузкой;
  • температурой тепловоспринимающих поверхностей;
  • экономическим ущербом.
АбзКаждая из этих характеристик может быть рассчитана по известным методикам, что позволяет прогнозировать развитие предполагаемого пожара и предусматривать необходимые мероприятия по минимизации ущерба. Особо крупные пожары по масштабу бедствия и материальному ущербу сравнимы со стихийными бедствиями (землетрясениями, извержениями вулканов, наводнениями и т.д.).

АбзФазы пожара
  • I фаза пожара: начальная (возникновение горения, постепенное нарастание параметров пожара).
  • II фаза пожара: основная (бурное нарастание всех параметров пожара).
  • III фаза пожара: конечная (стабилизация процесса развития пожара и прекращение горения).

АбзПространство, в котором развивается пожар, можно условно разделить на три зоны:
  1. Зона горения.
  2. Зона теплового воздействия.
  3. Зона задымления.

АбзОпасные факторы пожара:
  • пламя и искры;
  • тепловой поток;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
  • пониженная концентрация кислорода;
  • сниженная видимость в дыму.

АбзСопутствующие проявления опасных факторов пожара:
  • осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
  • вынос высокого напряжения электрического тока на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • воздействие огнетушащих веществ.

АбзПожары по виду горючего материала и подразделяются на следующие классы:
Класс A – пожары твердых горючих веществ и материалов;
Класс B – пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов;
Класс C – пожары газов;
Класс D – пожары металлов;
Класс E – пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением;
Класс F – пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.

АбзОсновные причины пожаров. Статистика пожаров. Краткая статистика пожаров в регионе, муниципальном образовании, в организациях различной отраслевой направленности. Пожары и возгорания, которые произошли непосредственно в организации (в цехе, на участке, рабочем месте, в жилых помещениях), анализ причин их возникновения.

АбзНа основании статистических данных можно сделать вывод, что основными причинами пожаров на производстве являются:
  • неосторожное обращение с огнем;
  • неудовлетворительное состояние электротехнических устройств и нарушение правил их монтажа и эксплуатации;
  • нарушение режимов технологических процессов;
  • неисправность отопительных приборов и нарушение правил их эксплуатации;
  • невыполнение требований нормативных документов по вопросам пожарной безопасности.
АбзОчень часто пожары на производстве возникают при неосторожном обращением с огнем. Под этим, как правило, понимают курение в запрещенных местах и выполнение так называемых огневых работ. Огневыми работами считают производственные операции, связанные с использованием открытого огня, искрообразованием и нагревом деталей, оборудования, конструкций до температур, способных вызывать воспламенение горючих веществ и материалов, паров легковоспла меняющихся жидкостей. К огневым работам относят: газо- и электросварку, бензино- и газорезку, паяльные работы, варку битума и смолы, механическую обработку металла с образованием искр.
АбзМеста для проведения огневых работ могут быть постоянными и временными. Постоянные места определяются приказом руководителя предприятия, а временные — письменным разрешением руководителя подразделения. В соответствии с требованиями пожарной безопасности на местах проведения огневых работ не должно быть горючих материалов в радиусе не менее 5 м. Необходимо иметь ввиду, что при газовой сварке применяют вещества (ацетилен, метан, кислород) увеличивающие опасность пожара и взрыва.
АбзИсполнители работ (электро- и газосварщики, паяльщики, варщики смолы и др.) должны быть проинструктированны о мероприятиях пожарной безопасности ответственными за это лицами.
АбзПеред проведением временных огневых работ разрабатываются мероприятия пожарной безопасности, извещается пожарная охрана, назначаются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности и после этого выдается подписанный царяд-допуск на проведение работ. Такое разрешение дается на одну смену. После окончания огневых работ сварщик обязан осмотреть место работы, полить водой сгораемые конструкции. Место проведения огневых работ необходимо неоднократно проверить в течение 4 часов после окончания работы. Перед сваркой емкости, в которой хранилось жидкое горючее, горючие газы, ее следует очистить, промыть горячей водой с каустической содой, пропарить, просушить, провентилировать, сделать анализ воздуха. При сварке люки и пробки емкости должны быть открытыми.
АбзОтветственность за мероприятия пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ возлагается на руководителей участков, цехов, предприятий.
АбзПо данным статистики пожары, происходящие в результате неудовлетворительного состояния электрических устройств и нарушения правил их монтажа и эксплуатации составляют более 25% всех случаев, причем в зависимости от причин, они распределяются следующим образом: около 45% возникает из-за коротких замыканий, 35% — от электронагревательных приборов, 13% — от перегрузки электронагревателей и сетей, 5% — от больших переходных сопротивлений. Короткие замыкания возникают вследствие неправильного монтажа или эксплуатации электроустановок, старения или повреждения изоляции. Ток короткого замыкания зависит от мощности источника тока, расстояния от источника тока до места замыкания и вида замыкания. Короткие замыкания вызывают искренней нагревание токопроводящих частей в результате чего может произойти воспламенение изоляции проводников и сгораемых строительных конструкций. Перегрузки в электросетях возникают при подключении к сети дополнительных потребителей или при снижении напряжения в сети. Вследствие значительного увеличения потребляемого тока происходит чрезмерный нагрев проводников, что и может служить причиной пожаров.
АбзУвеличение местных переходных сопротивлений возникает вследствие окисления или недостаточно плотного соединения контактов электрических машин. Искрение, возникающее при этом, может инициировать пожар. Для предотвращения пожара от больших переходных сопротивлений медные провода и кабели соединяют скручиванием жил с последующей обпайкой. Алюминиевые кабели соединяют гильзами.
АбзВыбор схем электропроводки, используемых материалов, площади поперечного сечения проводников и кабелей, вида изоляции зависит от степени пожароопасности окружающей среды, режима работы электроустановок и возможных перегрузок: Площадь сечения проводников выбирается согласно норм допустимых токовых нагрузок и падения напряжения в сети. Предельные токовые нагрузки приводятся в специальных таблицах, с учетом возможного нагрева проводников до температуры не более 55 °С.

Тема 1.2. Опасные факторы пожара.


Классификация опасных факторов пожара. Воздействие опасных факторов пожара. Предельно допустимые значения опасных факторов пожара.


АбзОпасные факторы пожара – это возникающие при пожаре явления, воздействие которых приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также материальному ущербу.
АбзНаиболее частым и страшным бедствием всегда являлись пожары. Бытовые возгорания, которые возникают в жилых зданиях, имеют большую опасность, так как велик риск появления человеческих жертв. Огонь способен в короткое время оставить человека без жилья и имущества, уничтожить целые населенные пункты.
АбзВо время возгораний наибольшее значение отдается изучению опасных факторов пожара (первичных факторов), которые оказывают разрушающее воздействие на материальные ценности и постройки, а также приводят к различным травмам, повреждениям и отравлению человека. Помимо этого, оказывать негативное влияние на людей, оказавшихся в зоне огненной стихии, могут и сопутствующие проявления опасных факторов пожара (вторичные факторы). Знания о них позволяют специалистам пожарных подразделений составить четкий план работы по профилактике и последующей ликвидации возгораний. Гражданам же эта информация дает возможность спасти свою жизнь и своих близких.

Опасные первичные факторы

АбзДля того чтобы выяснить, как они влияют на человека, и сколько времени необходимо для проявления их разрушающего воздействия, используется оценка по их допустимому значению. Это верхняя граница, при которой не происходит никаких патологических изменений в здоровье или телесных повреждений в течение определенного промежутка времени.

  • Согласно ст. 9 Федерального закона РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся пламя и искры
АбзПри возникновении очага возгорания движущееся пламя появляется не сразу. Огонь должен набрать силу, и через 25-30 сек. на окружающее пространство начинают воздействовать опасные потоки огня. Наибольшую силу и интенсивность такие лучи набирают при горении технологического оборудования или установок. Для того чтобы приблизиться к ним ближе, чем на 10 м требуется специальная защитная одежда.
АбзЧем выше интенсивность лучей пламени, тем меньше промежуток времени, в течение которого человек может их выдерживать без сильных последствий для своего здоровья. Критическим критерием считается интенсивность 3000 Вт/м2. При ней до появления первых болезненных ощущений проходит не более 15 сек. Максимальное время, которое человеческий организм способен выдержать – 40 сек.

  • Тепловой поток и повышенная температура окружающей среды
АбзВоздух при пожаре нагревается быстро, и способен достичь отметки свыше 100 °С. При этом наиболее чувствительными к высокой температуре являются самые важные органы: рецепторы (глаза, кожа, нос) и дыхательные пути (носоглотка, легкие, бронхи, ротовая полость). Их повреждения могут приводить к трагичным последствиям.
АбзВоздух подвергается нагреванию не только в той части помещения, где бушует пламя, но и в соседних комнатах. Допустимым температурным критерием для кожного покрова человека, при котором не возникает повреждений и боли, является 45 °С.
АбзЕсли температура достигла промежутка 60-70 °С, то даже кратковременное воздействие вызывает ожоги слизистых и кожи. При этом максимальное время, в течение которого человеческий организм способен выдержать такие внешние условия составляет чуть более часа. При повышении температуры воздуха до показателей 95-120 °С, время воздействие составляет не более 20 минут. В ситуации, когда в помещении воздух накалился до 150 °С и выше, человек мгновенно получает сильный ожог органов дыхания. Это приводит к его гибели.

  • Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения
АбзПри горении различных предметов выделяются в результате их термического разложения токсичные вещества. Высокая их концентрация в окружающем пространстве способна оказывать отравляющее действие. Кроме того, в жилых помещениях находятся вещи, способные к длительному тлению. Это способствует появлению большого количества угарного газа. Частыми причинами гибели людей в кратковременных пожарах является именно отравление дымом и токсичными веществами. Следует знать, что при концентрации в пространстве газа до 0,32% человек уже способен потерять сознание, а спустя полчаса наступает смерть. Если СО достигает отметки 1,2% и больше в воздухе, то человек умирает в течение 3-х минут.

  • Пониженная концентрация кислорода
АбзВо время пожара, даже если концентрация продуктов горения минимальна, на самочувствие людей может негативно сказываться недостаток кислорода. В самом начале возгорания содержание О2 падает на 15%. Нарушения в организме начинаются уже при достижении отметки в 17%. У человека нарушается координация движений, снижается внимание. Мышление становится вялым. Зачастую кислородное «голодание» замедляет процесс эвакуации. Люди могут вести себя неадекватно, и в случае необходимости не смогут действовать быстро.

  • Снижение видимости в дыму
АбзК опасным факторам пожара относится и ухудшения видимости из-за образовавшегося едкого дыма. Из-за потери видимости люди не могут найти аварийные выходы. Ориентироваться в зоне возгорания становится невозможным. Кроме того, наличие в дыме частиц тлеющихся предметов разъедает глаза и слизистые. Максимальным значением по концентрации дыма и видимости в таких условиях равняется 20 м.

АбзРассмотренные выше основные пожарные факторы оказывают наибольшее негативное влияние на людей. Почти в 90% случаев они являются причиной гибели человека при бытовых пожарах.

Сопутствующие вторичные факторы

АбзОни оказывают косвенное влияние и возникают, как следствие основных факторов. Тем не менее, они способны причинить не меньший вред живому организму.
АбзК ним относятся:
  • Осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества.
  • Радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества.
  • Вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества.
  • Опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара.
  • Воздействие огнетушащих веществ.
АбзНегласно к сопутствующим опасным факторам пожара относится и возникновение паники, т.е. психологический критерий. Неспособность людей контролировать свое эмоциональное состояние во время ЧС усложняет работу спасательным службам. Люди, оказавшись в огненной ловушке, начинают совершать хаотичные действия или впадают в ступор. Столпотворение у выхода приводит к многочисленным жертвам в результате давки, а не воздействия пожарный факторов. Во избежание подобных ситуаций должны проводиться на предприятиях и в школах практические занятия по действия в случае возгорания.
АбзПричиной страха, и как следствие панического поведения людей во время пожаров является недостаток знаний. Важным является проведение профилактической и информационной работы с населением со стороны соответствующих специалистов: спасателей, пожарных и медиков.

АбзИзучение опасных факторов возгорания помогают улучшить системы оповещения, разработать эффективные пути для эвакуации, выявить реальные границы огнестойкости различных материалов.

Способы защиты людей и имущества

АбзСогласно ст. 52 Федерального закона РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:
  1. применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
  2. устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
  3. устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  4. применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
  5. применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;
  6. применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;
  7. устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
  8. устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
  9. применение первичных средств пожаротушения;
  10. применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
  11. организация деятельности подразделений пожарной охраны.

Тема 2.1. Государственное регулирование в области пожарной безопасности


Система обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Цель создания и основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.


АбзСистема обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
АбзОсновными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • осуществление деятельности в области пожарной безопасности;
  • лицензирование отдельных видов деятельности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима;
  • организация и осуществление профилактики пожаров.

АбзНормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
АбзНормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
АбзСубъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
АбзТехническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
АбзДля объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
АбзОсобенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного центра "Сколково", включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
АбзОсобенности обеспечения пожарной безопасности на территории международного медицинского кластера, в том числе особенности применения требований пожарной безопасности (включая требования технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
АбзОсобенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного научно-технологического центра, включая особенности утверждения и применения требований пожарной безопасности (в том числе требований технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

АбзТехническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
  1. установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
  2. правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
  3. правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
4. В случае, если положениями устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Тема 2.2. Субъекты правоотношений в области пожарной безопасности, их полномочия и ответственность.


Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения пожарной безопасности.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.


АбзК полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
  • нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
  • организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
  • разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
  • организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
  • разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;
  • осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними;
  • осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
  • создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
  • утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации;
  • организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
  • осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;
  • утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
АбзВопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

АбзК полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
  • создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
  • оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
  • организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
  • принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
АбзК полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
АбзК полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
АбзВопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
АбзВ субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

АбзПрава, обязанности и ответственность должностных лиц в области обеспечения пожарной безопасности. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
АбзРуководители организации имеют право:
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  • устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
АбзРуководители организации обязаны:
  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
АбзРуководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

АбзПрава, обязанности и ответственность лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, в области обеспечения пожарной безопасности. Права и ответственность граждан в области обеспечения пожарной безопасности.
АбзГраждане имеют право на:
  • защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
  • возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
  • получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
  • участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
АбзГраждане обязаны:
  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
  • предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

АбзОтветственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.
АбзОтветственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Тема 2.3. Федеральный государственный пожарный надзор


Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности. Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора.


АбзПредметом федерального государственного пожарного надзора является:
  • исполнение федеральными органами государственной власти и должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;
  • исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
  • соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
  • соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
  • соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
  • выполнение предписаний органов ГПН;
  • проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
АбзОрганы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:
  • организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;
  • организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;
  • организуют и проводят мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами;
  • принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении:
Абзац- руководителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
Абзац- руководителей органов местного самоуправления;
Абзац- собственников имущества;
Абзац- лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
Абзац- лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
Абзац- должностных лиц;
Абзац- граждан;
  • осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
  • рассматривают обращения и жалобы органов власти, организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
АбзОрганизация и проведение проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами, а также принятие мер по результатам проведения проверок и мероприятий в отношении лиц, указанных в пункте 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент), осуществляются в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.

Права и обязанности должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

АбзДолжностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право:
  • запрашивать и получать после издания распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты на основании мотивированных письменных запросов органов власти, организаций и граждан документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
  • требовать предоставления необходимых пояснений в письменной форме от юридического лица, индивидуального предпринимателя, в случае, если в ходе проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа ГПН документах и (или) полученным в ходе осуществления мероприятия по контролю;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования;
  • проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;
  • использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
  • привлекать к проведению проверок представителей общественных организаций;
  • выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы, возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений), предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия);
  • выдавать органам власти, организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
  • в рамках мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводить наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем, возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать их и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН административным делам, делам и материалам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии.
АбзДолжностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны:
  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
  • соблюдать требования законодательства Российской Федерации, права и законные интересы органов власти, организаций и граждан;
  • проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копии документа о согласовании проведения проверки;
  • не препятствовать лицам, указанным в подпункте 4 пункта 6 настоящего Административного регламента, либо их уполномоченным представителям присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, в том числе полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия от государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;
  • знакомить уполномоченное лицо органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, с результатами проверки;
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества государственного, муниципального и третьих лиц, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов органов власти, организаций и граждан;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами власти, организациями и гражданами;
  • соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;
  • не требовать от органов власти, организаций и граждан документы и (или) информацию, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организациям, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • перед началом проведения проверки по просьбе уполномоченного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок при его наличии;
  • осуществлять внесение информации о проведении проверок и их результатах в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - единый реестр проверок);
  • осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;
  • в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, использовать при проведении плановой проверки проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:
  • проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа ГПН;
  • осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, за исключением случая проведения такой проверки по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных настоящим Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
  • требовать от органов власти, организаций и граждан выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору.

Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, имеют право:
  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа ГПН, должностных лиц органа ГПН информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе о присвоенной используемым им объектам защиты и (или) территориям (земельным участкам) категории риска;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки, форма которого установлена приказом Минэкономразвития России № 141 (далее - акт проверки), акте проверки объекта защиты, собственником либо лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться которым (далее - правообладатель) является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо - правообладатель) (далее - акт проверки физического лица - правообладателя) информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
  • знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами ГПН в рамках межведомственного информационного взаимодействия от государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
  • представлять в орган ГПН документы и (или) информацию, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, по собственной инициативе;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;
  • подать в орган ГПН заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам защиты и (или) территорий (земельных участков) категории риска;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями и решениями должностных лиц органа ГПН при осуществлении проверки.
Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, обязаны:
  • обеспечить присутствие руководителей или уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;
  • предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции, а также необходимые пояснения в письменной форме относительно выявленных несоответствиях и (или) противоречий в направленных документах.

Порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора.


Информирование о порядке исполнения государственной функции осуществляется:
  • посредством размещения информации о порядке исполнения государственной функции на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт МЧС России) (www.mchs.gov.ru), а также в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг) (www.gosuslugi.ru);
  • непосредственно в органах ГПН, исполняющих государственную функцию;
  • с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении.
Сведения о графике (режиме) работы органов ГПН сообщаются по телефонам для справок (консультаций), а также размещаются:
  • на официальном сайте МЧС России и официальных сайтах территориальных органов МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • на информационной табличке перед входом в здание в доступном месте для граждан месте, в котором располагается орган ГПН.
На информационных стендах в помещениях органов ГПН и официальных сайтах территориальных органов МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг размещается следующая информация:
  • номера телефонов для справок (консультаций) и адреса электронной почты (при наличии) органов ГПН;
  • порядок рассмотрения обращений и получения консультаций;
  • порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН;
  • ежегодный план проведения плановых проверок (далее - ежегодный план) или выписка из него на квартал;
  • программа профилактических мероприятий субъекта Российской Федерации по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования на год или выписка из него на квартал;
  • информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах.
АбзПри ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам исполнения государственной функции должностные лица органа ГПН подробно и в корректной форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о фамилии, имени, отчестве (при наличии), должности и специальном звании лица, принявшего телефонный звонок.
АбзПри невозможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы лицо, принявшее телефонный звонок, должно переадресовать (перевести) его на другое должностное лицо или же сообщить обратившемуся лицу телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

АбзИнформирование по вопросам исполнения государственной функции осуществляется должностными лицами органов ГПН следующими способами:
  1. при личном обращении граждан (консультирование), в том числе по вопросам:
  • разъяснения прав и обязанностей должностных лиц органов ГПН, исполняющих государственную функцию;
  • разъяснения прав и обязанностей лиц, указанных в пункте 6 настоящего Административного регламента;
  • порядка и сроков проведения проверок;
  • порядка обжалования действий (бездействия), решений органов ГПН и должностных лиц органов ГПН, принятых в ходе исполнения государственной функции;
  • результатов исполнения государственной функции, за исключением сведений конфиденциального характера;
  • выполнения (применения) требований пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности;
  • перечня документов, необходимых для предоставления в орган ГПН, с целью получения заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
  • перечня документов, необходимых для предоставления в лицензирующие органы для получения лицензии в области пожарной безопасности;
  • соответствия объекта защиты и (или) территории (земельного участка) требованиям пожарной безопасности или лицензионным требованиям и условиям;
  • порядка отнесения объекта защиты и (или) территории (земельного участка) к определенной категории риска;
  • осуществления профилактики нарушений обязательных требований;
  • иным вопросам, отнесенным к компетенции органа ГПН;
2. посредством почтовой связи;
3. посредством телефонной связи;
4. посредством электронной почты (при наличии официально закрепленного за органом ГПН адреса электронной почты).
5. Посредством телефона-автоинформатора (при наличии), заявителям предоставляется следующая информация:
  • о режиме работы соответствующего органа ГПН, исполняющего государственную функцию;
  • об адресах МЧС России, территориальных органов МЧС России и адресах официальных сайтов МЧС России, территориальных органов МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • о номерах телефонов и адресах электронной почты МЧС России, территориального органа МЧС России.
АбзПри автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации.
АбзОрганы ГПН осуществляют прием граждан не реже двух раз в неделю из расчета 4 часа в день.
АбзГрафик приема граждан утверждается начальником органа ГПН и размещается на информационном стенде в органе ГПН в доступном для граждан месте.
АбзДолжностное лицо органа ГПН, осуществляющее личный прием граждан (консультирование), дает с согласия граждан устный ответ по существу каждого из поставленных вопросов или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться. Содержание устной консультации заносится в учетную карточку личной консультации гражданина.
АбзВ случае необходимости подробного ознакомления с представленными или упомянутыми во время личного приема гражданина (консультирования) документами, а также в иных обоснованных случаях проведение личного приема гражданина (консультирования) может быть перенесено. Дата повторного личного приема гражданина (консультирования) регистрируется в журнале учета консультаций.
АбзВ ходе личного обращения граждан (консультирования), могут быть получены устные и письменные обращения по вопросам осуществления государственной функции, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

АбзСрок исполнения государственной функции

АбзСрок проведения каждой плановой и внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
АбзВ отношении объекта защиты, в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект (организация и индивидуальный предприниматель), отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малому предприятию либо к микропредприятию, общий срок проведения плановых проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год, срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки.
АбзВ исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
АбзВ случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, проведение плановой проверки объектов защиты малых предприятий либо микропредприятий, может быть приостановлено начальником (заместителем начальника) органа ГПН на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. При этом лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН о приостановлении и возобновлении проверки любым доступным способом. Повторное приостановление проведения проверки не допускается. На период действия срока приостановления проведения проверки, приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа ГПН на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

Риск-ориентированный подход. Отнесение объектов защиты к категории риска.

АбзК категории чрезвычайно высокого риска относятся следующие объекты защиты:
  • объекты, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями, с одновременным пребыванием более 10 человек, за исключением многоквартирных жилых домов;
  • объекты дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей;
  • объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей с круглосуточным пребыванием детей.
АбзК категории высокого риска относятся следующие объекты защиты:
  • объекты начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания людей в ночное время, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
  • объекты, предназначенные для временного пребывания более 5000 человек одновременно, за исключением объектов транспортной инфраструктуры.
АбзК категории значительного риска относятся следующие объекты защиты:
  • объекты, предназначенные для временного пребывания людей, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесенных к категории высокого риска;
  • объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
  • объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 1000 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • объекты высотой более 50 метров, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • объекты профессионального образования, а также общежития образовательных организаций;
  • объекты, отнесенные к категориям повышенной взрывопожароопасности и взрывопожароопасности;
  • объекты, предназначенные для хранения материальных ценностей государственного резерва, здания книгохранилищ и архивов федерального значения, таможенные терминалы;
  • объекты, на которых осуществляется организация и постановка театральных, оперных и балетных представлений, концертов и иных сценических выступлений, показ кинофильмов, функционирование танцплощадок и дискотек в закрытых помещениях, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • многоквартирные жилые дома высотой более 75 метров;
  • объекты метрополитенов;
  • аэропорты федерального значения, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью более 700 человек, морские и речные пассажирские порты;
  • автомобильные и железнодорожные тоннели, пожарная безопасность которых обеспечивается техническими средствами противопожарной защиты;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы и следственные изоляторы.
АбзК категории среднего риска относятся следующие объекты защиты:
  • многоквартирные жилые дома, а также объекты иного функционального назначения высотой 28 метров и более, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
  • объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 200 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов, а также объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
  • объекты, отнесенные к категории пожароопасности;
  • наружные установки, относящиеся к категориям повышенной взрывопожароопасности и взрывопожароопасности;
  • аэропорты, за исключением аэропортов, отнесенных к категории значительного риска, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью до 700 человек, морские и речные порты, автовокзалы;
  • дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации за рубежом.
АбзК категории умеренного риска относятся следующие объекты защиты:
  • объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 50 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного и среднего риска;
  • объекты, отнесенные к категории умеренной и пониженной пожароопасности;
  • наружные установки, за исключением наружных установок, отнесенных к категории значительного риска.
АбзК категории низкого риска относятся иные объекты, не отнесенные к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного риска.

Планирование мероприятий по контролю в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска.

АбзПланирование проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты, осуществляется отдельно для каждого правообладателя. АбзПри этом период проведения проверки должен быть единым для всех правообладателей, осуществляющих деятельность на таком объекте защиты.
АбзПланирование и проведение органами ГПН плановых проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
  • для категории высокого риска - один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
  • в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
АбзОснованием для включения плановой проверки в ежегодный план, ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей является истечение в году проведения проверки с даты:
  • ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;
  • окончания проведения последней плановой проверки;
  • одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Профилактика нарушения обязательных требований пожарной безопасности

АбзПожарная профилактика считаются важнейшей частью современных предприятий, градостроительной сферы, а также застройки и планировки. За организацию профилактики отвечают профильные отделы, являющиеся частью пожарного надзора.
АбзК основным задачам можно отнести:
  • Организацию и осуществление постоянного наблюдения за противопожарным состоянием объекта.
  • Разработку и реализацию всех необходимых мер ПБ.
  • Осуществление постоянного контроля за выполнением предусмотренных требований пожарной безопасности.
  • Квалифицированное обучение основным мерам ПБ и конкретным действиям во время пожара.
  • Организация и реализация необходимой противопожарной пропаганды.
  • Постоянный контроль за системами и средствами ПЗ (противопожарная защита). Следить необходимо за состоянием и работоспособностью перечисленных компонентов.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Each page is counted, but no folio or page number is expressed or printed, on either display pages or blank pages.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries."
Each page is counted, but no folio or page number is expressed or printed, on either display pages or blank pages.
Made on
Tilda